Постинсультные нарушения высших психических функций


Инсульт, помимо нарушений двигательных и речевых расстройств, может стать причиной расстройств других высших психических функций: эмоционально-волевых, когнитивных нарушений (снижение интеллекта, памяти, концентрации внимания), расстройств праксиса (нарушение осуществления сложных двигательных актов при сохранении функций мышц, нарушений координации движений и чувствительности), счета (акалькулия), гнозиса, зачастую, пространственного (дезориентация в пространстве). В значительной степени их развитие связано с локализацией очагов мозгового поражения.

При поражении лобной области может развиваться апатико-абулический синдром, который характеризуется отсутствием интереса к жизни (апатия), инитициативы к деятельности (аспонтанность), снижением волевых функций (абулия), критики и интеллекта.

Восстановление навыков ходьбы и самообслуживания

У данной группы больных значительно затруднено, многие остаются в повседневной жизни полностью беспомощными.

В результате серьезных поражений правого полушария может наблюдаться снижение как двигательной активности, так и психической, изменения в личностно-эмоциональной области в виде расторможенности, беспечности, потери чувства такта и меры, анозогнозия (недооценка существующего двигательного дефекта). С безучастным, пассивным отношением к собственному дефекту связана характерная для данных больных низкая активность в его преодолении, что становится причиной усиления их социальной дезадаптации.

Пациентам данной категории показаны продолжительные, нередко повторные курсы кинезотерапии, продолжительное применение нейротрофических препаратов (по назначению врача). Для преодоления анозогнозии с больными необходимо проводить рациональную психотерапию для появления у них озабоченности в отношении имеющегося двигательного дефекта и желания его побороть.

Преодолению депрессии, которая сопровождается астенией и возникает после инсульта у 40-60% больных вместе с антидепрессантами и психотерапией в значительной мере благоприятствует активное восстановительное лечение и особенно введение метода биологической обратной связи в программу реабилитации.

При реабилитации больных с агнозией, акалькулией, апраксией применяются психокоррекционные занятия, эрготерапия, которую проводит реабилитационный персонал: эрготерапевты, инструкторы ЛФК (при апраксии), или логопеды-дефектологи.